Подготовительный этап
- Детям даётся задание: собрать информацию о профессиях своих родителей и близких; подобрать картинки, фотографии по теме «Профессии»; подготовить бейдж с именем.
- Учителям - подготовить бланки для игры «Циферблат», листы ватмана для коллажа, клей, фломастеры, маркеры, ножницы, цветную бумагу, листы и ручки для записей.
Комментарии для организаторов. Занятие проводится во внеучебное время, в начале учебного года. Так как одной из задач игры является организация межличностного взаимодействия, целесообразно разделить всех участников игры на группы по 12-15 чел. из разных классов. Работа в таких группах идет по единому сценарию.
Общий сбор
Участники игры собираются в актовом зале. Сообщение цели и плана работы. Деление на группы (может быть осуществлено с помощью разноцветных жетонов).
Работа в группах
1.Знакомство (30 мин.):
- в кругу: игры на знакомство: «Снежный ком», «Меня зовут…. моё любимое занятие…», Участники по кругу представляются и продолжают предложенную фразу.
Комментарии ведущего: фразы для продолжения должны актуализировать информацию о мире профессий.
- упражнение – разогрев: «Меняются местами те, кто….». Участники встают или сидят в кругу. Ведущий задаёт любое продолжение фразы: «…кто сегодня завтракал», «…у кого есть собака», «…кто любит смотреть комедии», «...кто собирается стать врачом», «… кто мечтает стать космонавтом», «…кто любит рисовать» и т.п. Тот участник, к кому относится подобное утверждение должен с кем-нибудь поменяться местами. Тот, кому не хватило места, становится ведущим.
- игра «Профессия на букву»: по кругу каждый на букву алфавита называет профессию, например: «а – агроном», следующий участник «б – бухгалтер» и т.д..
2. Тематическая часть (1ч.15 мин.):
- лекционная часть о важности профессионального выбора;
- в кругу упражнение «Линия жизни»: каждый участник по кругу начинает свое высказывание со слов: «Мне…лет. Я умею…». Начинается игра с первого года жизни человека. Ведущий на доске на линии жизни отмечает серьезные изменения в жизни гипотетического человека. Игра продолжается пока кто-то из участников не прервет игру или сам ведущий поймет необходимость остановки игры. Обращается внимание на то, сколько времени в жизни человека занимает работа. Необходимо проанализировать причины успеха или неуспеха, связанные с выбором профессии;
- в кругу упражнение «День взрослого человека». Аналогично «Линии жизни» рассматривается линия суток. Каждый участник по очереди называет, что может происходить с работающим человеком в то или иное время дня, например, «7 утра – подъём, 7.30 – завтрак, 7.45 – уточнение плана дня, 8 утра – выход на работу» и т.д. Вопрос для обсуждения: «Как чувствует себя человек, вынужденный заниматься не любимым делом?»;
- на отдельных листах каждый отвечает на вопрос «Что необходимо учитывать, выбирая профессию?»;
- на доску выносится ответ на вопрос: «Что необходимо учитывать, выбирая профессию?» (каждый по кругу называет или добавляет свои варианты);
- на отдельных листах каждый участник выбирает для себя лично три главных условия;
- на доску выносятся предложенные варианты, ведущий делает вывод про ценности вечные и сиюминутные.
П Е Р Е Р Ы В - 10-15 мин.
3. Игра «Циферблат» (по Н.Пряжникову), 45 мин.:
- каждому участнику раздается изображение циферблата, где он должен записать себе на консультацию на каждый час одного из членов группы.