Вернуться к алгоритму -> Шаг 4. Собираем идеи для предстоящей работы
Профориентационное занятие для старшеклассников

Подготовительный этап
 
- Детям даётся задание: собрать информацию о профессиях своих родителей и близких; подобрать картинки, фотографии по теме «Профессии»; подготовить бейдж с именем.
 
- Учителям - подготовить бланки для игры «Циферблат», листы ватмана для коллажа, клей, фломастеры, маркеры, ножницы, цветную бумагу, листы и ручки для записей.
 
Комментарии для организаторов. Занятие проводится во внеучебное время, в начале учебного года. Так как одной из задач игры является организация межличностного взаимодействия, целесообразно разделить всех участников игры на группы по 12-15 чел. из разных классов. Работа в таких группах идет по единому сценарию.
 
Общий сбор
 
Участники игры собираются в актовом зале. Сообщение цели и плана работы. Деление на группы (может быть осуществлено с помощью разноцветных жетонов).
 
Работа в группах
 
1.Знакомство (30 мин.):
- в кругу: игры на знакомство: «Снежный ком», «Меня зовут…. моё любимое занятие…», Участники по кругу представляются и продолжают предложенную фразу.
Комментарии ведущего: фразы для продолжения должны актуализировать информацию о мире профессий.
- упражнение – разогрев: «Меняются местами те, кто….». Участники встают или сидят в кругу. Ведущий задаёт любое продолжение фразы: «…кто сегодня завтракал», «…у кого есть собака», «…кто любит смотреть комедии», «...кто собирается стать врачом», «… кто мечтает стать космонавтом», «…кто любит рисовать» и т.п. Тот участник, к кому относится подобное утверждение должен с кем-нибудь поменяться местами. Тот, кому не хватило места, становится ведущим.
- игра «Профессия на букву»: по кругу каждый на букву алфавита называет профессию, например: «а – агроном», следующий участник «б – бухгалтер» и т.д..
 
2. Тематическая часть (1ч.15 мин.):
- лекционная часть о важности профессионального выбора;
- в кругу упражнение «Линия жизни»: каждый участник по кругу начинает свое высказывание со слов: «Мне…лет. Я умею…». Начинается игра с первого года жизни человека. Ведущий на доске на линии жизни отмечает серьезные изменения в жизни гипотетического человека. Игра продолжается пока кто-то из участников не прервет игру или сам ведущий поймет необходимость остановки игры. Обращается внимание на то, сколько времени в жизни человека занимает работа. Необходимо проанализировать причины успеха или неуспеха, связанные с выбором профессии;
- в кругу упражнение «День взрослого человека». Аналогично «Линии жизни» рассматривается линия суток. Каждый участник по очереди называет, что может происходить с работающим человеком в то или иное время дня, например, «7 утра – подъём, 7.30 – завтрак, 7.45 – уточнение плана дня, 8 утра – выход на работу» и т.д. Вопрос для обсуждения: «Как чувствует себя человек, вынужденный заниматься не любимым делом?»;
- на отдельных листах каждый отвечает на вопрос «Что необходимо учитывать, выбирая профессию?»;
- на доску выносится ответ на вопрос: «Что необходимо учитывать, выбирая профессию?» (каждый по кругу называет или добавляет свои варианты);
- на отдельных листах каждый участник выбирает для себя лично три главных условия;
- на доску выносятся предложенные варианты, ведущий делает вывод про ценности вечные и сиюминутные.
 
П Е Р Е Р Ы В - 10-15 мин.
 
3. Игра «Циферблат» (по Н.Пряжникову), 45 мин.:
- каждому участнику раздается изображение циферблата, где он должен записать себе на консультацию на каждый час одного из членов группы.
 
Бланк для игры «Циферблат»
 
 
Инструкция: «Представьте себе, что Вы деловой человек, Ваш день расписан по минутам. Вы встречаетесь с разными людьми, к Вам приходят на беседу. У Вас сегодня 8 деловых встреч. Сейчас вы должны договориться о времени встречи с Вашим партнером. На каждый час может быть приглашен один человек. Не забывайте в своем бланке помечать с кем у Вас назначена встреча»
 
- ведущий объявляет время консультации (время называется не по порядку: 9.00; 13.00; 11.00 и т.д.), ребята находят своих собеседников и расспрашивают их о профессии родителей, бабушек-дедушек, родственников, знакомых (на каждой встрече об одной профессии), информация записывается на листе вокруг циферблата, центр остается чистый;
 
- в кругу: в центре циферблата ребята пишут профессию, которая им наиболее близка из тех, о которых услышали или ту, которую уже выбрали, и озвучивают ее;
 
- ведущий рассказывает о пяти группах профессий: Человек-Человек, Человек-Техника, Человек-Природа, Человек-Знак, Человек-Художественный образ и предлагает объединиться в группы по типу профессии;
 
- работа в мини-группах: на ¼ листа ватмана ребята делают представление-коллаж по своему типу профессий;
 
- каждая мини-группа представляет свой тип профессий.
 
4. Работа в зале (45 мин.):
- в актовом зале представители всех групп объединяются по типу профессии;
- готовится представление профессий каждого типа «Реклама наших профессий»;
- защита каждой группы профессий.
 
5.Отрядные «Огоньки» (30 мин.):
- общий круг: «Что понравилось, что не понравилось…»;
- ответы письменно: продолжите фразу: «У меня вопрос…», «А ещё я хочу сказать…».
 
Последействие
 
После проведения игры на ближайших классных часах можно продолжить разговор по теме и предложить учащимся сделать компьютерную презентацию по типам профессий.
В дальнейшем можно провести Фестиваль профессий для учащихся 6 – 7х классов, где и будут представлены презентации профессий.
 
 
 
Авторы - Байкова О.В., к.п.н., педагог-психолог ГБОУ Школа 1358, г.Москва;
Романенкова С.П., к.п.н., зам.директора ГБОУ "Школа 69 имени Б.Ш.Окуджавы", г.Москва